Перспективы российского нефтяного бизнеса в Ираке. Часть 3

В Части 1 приведена информация о начинающемся сотрудничестве компании «Роснефть» с курдской автономией Ирака; оценены перспективы проекта «Блок 12», который реализует компания «Башнефть».

В Части 2 подробно описано текущее состояние и оценены перспективы 4 проектов «Газпром нефти», которые реализуют два дочерних предприятия российской компании на иракской территории.

В заключительной части рассмотрено состояние и оценены перспективы проектов компании «Лукойл», которые она разрабатывает в Ираке; предложены важные выводы.

«Лукойл»

Компания «Лукойл» давно ведет деятельность в Ираке[i], разрабатывая месторождение «Западная Курна – 2» с извлекаемыми запасами около 14 млрд баррелей нефти. Российская компания имеет в проекте 75%, иракская государственная компания North Oil Company – 25%. В 2014 году на месторождении начата коммерческая добыча «черного золота».

В настоящее время «Лукойл» добывает в Ираке порядка 400 тыс. баррелей нефти в сутки.

Кроме того, на «Блоке 10» продолжаются геологоразведочные работы, в частности, на 2017 год планируется бурение и испытание оценочной разведочной скважины «Эриду 2».

«Блок 10» площадью 5,5 тыс. кв. км находится на территории провинций Ди-Кар и Мутанна в 120 км к западу от города Басра, недалеко от нефтяных месторождений «Румейла» и «Западная Курна». «Лукойл» имеет 60% (оператор) в проекте, Inpex (Япония) – 40%. Держателем контракта с иракской стороны является государственная South Oil Company.

22 февраля с.г. было объявлено, что компании «Лукойл» и Inpex успешно завершили испытания первой разведочной скважины «Эриду 1» на «Блоке 10» на юге Ирака. В результате испытаний горизонта Мишриф получен приток ‎малосернистой нефти дебитом более 1 тыс. куб. м в сутки. Тем самым подтвержден прогноз геологов о наличии на территории «Блока 10» крупного месторождения углеводородного сырья[ii].

Следует особо подчеркнуть, что «Лукойл» надеется на пересмотр действующих контрактов.

«Мы уже приступили к новому циклу и хотели сказать слова благодарности в адрес правительства Ирака. Оно в сложный период времени компенсировало нам наши исторические затраты. Сегодня новый цикл он связан с тем, что мы приступаем к новому бурению почти 60 скважин для того, чтобы поддержать добычу на уровне 400–450 тыс. баррелей. Мы принимаем решение по обустройству этих скважин. Но параллельно мы ведем переговоры с правительством Ирака, потому что действующие сервисные контракты не стимулируют инвесторов к активной инвестиционной деятельности по развитию проектов, они сегодня обременительны, в том числе и для правительства страны, так как компенсация зафиксирована в долларах. Когда мы начинали проект, цена на нефть была 110 долларов (за баррель – Э.К.), сейчас ситуация изменилась. Поэтому фиксированное вознаграждение обременительно для Ирака, и мы надеемся, не только «Лукойл», но и другие компании, что коллективный диалог с правительством даст свои результаты и мы сможем достичь понимания, что корректировка этих контрактов будет направлена на улучшение экономики как иракской стороны, так и инвесторов. В этом процессе есть прогресс. Мы уже даже наметили сроки – где-то апрель–май (2017 года – Э.К.). Иракское правительство будет готово к диалогу, потому что ряд консультантов работает на правительство по этому вопросу[iii], – в январе с.г. проинформировал президент «Лукойла» В.Ю.Алекперов.

Примечательно, что в 2015 году Министерство нефти Ирака официально обращалось к нефтяным компаниям изменить условия сервисных контрактов на добычу из-за падения цен на «черное золото». По информации топ-менеджера одной из зарубежных компаний, ведомство предлагало привязать прибыль предприятий к ценам на нефть и отказаться от фиксированной ставки в долларах на баррель.

Как заявил источник в «Лукойле», компания «Лукойл Оверсиз» (дочернее предприятие, управляющее зарубежными проектами «Лукойла») получила соответствующее письмо от Министерства нефти Ирака с просьбой рассмотреть возможность отложить все новые проекты и ограничить работы по ним в 2015 году из-за низких цен на нефть.

Со своей стороны, представитель «Газпром нефти» подтвердил, что компания ведет переговоры с Ираком о пересмотре ряда условий сервисного контракта, но отметил, что компания сама заинтересована в этом для достижения запланированного уровня окупаемости проекта[iv].

Ирак начал предлагать иностранным нефтяным компаниям сервисные контракты в 2010 году, с тех пор добыча в стране существенно возросла.

Согласно условиям сервисного контракта правительство страны возмещает добывающим компаниям все затраты на проект, а также выплачивает фиксированную премию в долларах за каждый добытый баррель, но всю эту выручку компания получает в виде нефти исходя из текущих мировых цен.

По такой схеме в Ираке работают «Лукойл» и «Газпром нефть» (проект развития месторождения «Бадра»).

 

Главные выводы

 

Первое. С одной стороны, российские предприятия имеют неплохие перспективы в Ираке, нефтяной сектор которого остро нуждается в постоянном присутствии высококвалифицированных иностранных подрядчиков и щедрых инвесторов. С другой – положение дел зарубежных компаний, работающих на территории этого арабского государства, всегда может осложнить по-прежнему нестабильная обстановка на мировом рынке «черного золота».

Второе. Пример «Газпром нефти», которая одновременно работает и с Багдадом, и с Эрбилем оказался заразительным. «Роснефть» налаживает мосты с курдской автономией в Ираке, параллельно приступив к бурению первой поисковой скважины на «Блоке 12», оператором которого является «Башнефть» (дочернее предприятие «Роснефти»), выигравшая тендер, проводимый федеральными властями Ирака несколько лет назад.

Третье. Если реализация венских соглашений о снижении нефтедобычи, подписанных участниками Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) ноябре[v] и в формате ОПЕК+ в декабре прошлого года[vi], не приведет к существенному росту нефтяных котировок, то Ирак вновь может попросить иностранные компании, включая российские, «притормозить» процесс развития добычных проектов. Причина – арабское государство будет не в силах полностью оплатить услуги зарубежных фирм.

Четвертое. Сорта нефти, добываемые в Ираке российскими компаниями, имеют весьма высокое качество, что позволяет маркетинговым фирмам без труда найти заинтересованных покупателей не только на местном рынке, но и за рубежом. Нефтеперерабатывающим предприятиям Ирака и ряда европейских государств весьма кстати бесперебойные поставки такого сырья. Из него, в частности, можно произвести больше бензина.

Пятое. Российские компании «Лукойл» и «Газпром нефть» проводят весьма грамотную корпоративную политику в Ираке, помогая местным властям с финансированием различных проектов социальной значимости, а также организовывая обучение иракских граждан, которые затем получают дипломы инженеров, готовых работать на нефтепромыслах арабского государства, а также уникальных специалистов, широко востребованных на нефтеперерабатывающих заводах Ирака.

Шестое. Зарубежным предприятиям, стремящимся на долгосрочной основе эффективно взаимодействовать с Ираком, необходимо постоянно обращаться к государственным структурам своих стран, чтобы те оказывали поддержку нефтяному бизнесу в политическом диалоге с иракскими властями. Таковы «правила игры» во многих арабских государствах, которые автору довелось досконально изучить во время дипломатической службы в одной из стран Залива.

 

[i]См. подробнее: Касаев Э.О. О перспективах «Лукойла» в Ираке // Институт Ближнего Востока, 25.12.2016. Интернет-ресурс. URL: http://www.iimes.ru/?p=31561

[ii]Лукойл и Inpex успешно завершили испытания в Ираке на Блоке 10 // Официальный сайт компании «Лукойл», 22.02.2017. Интернет-ресурс.

URL: http://www.lukoil.ru/PressCenter/Pressreleases/Pressrelease?rid=90790

[iii]Вагит Алекперов: В ближайшие годы буду руководить компанией, но мы хотим, чтобы акционеры могли отойти от активной деятельности // Интерфакс, 19.01.2017. Интернет-ресурс.

URL: http://www.interfax.ru/interview/546024

[iv]Ирак хочет поменять условия сервисных контрактов с нефтяниками // Ведомости, 13.03.2015. Интернет-ресурс.

URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2015/03/13/irak-menyaet-pravila-dlya-neftyanikov

[v]См. об этом подробнее: Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 1 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 01.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31080 ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 2 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 02.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31101 ; Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 3 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 03.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31109 ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 4 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 04.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31129 ; Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 5 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 05.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31148 ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 6 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 06.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31162 ; Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 7 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 07.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31178 ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 8 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 08.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31201 ; Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 9 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 09.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31222 ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 10 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 10.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31232

[vi]См. об этом подробнее: Касаев Э.О. Размышление по итогам заседания профильных министров государств ОПЕК и не-ОПЕК. Часть 1 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 13.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31313 ; Касаев Э.О. Размышление по итогам заседания профильных министров государств ОПЕК и не-ОПЕК. Часть 2 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 14.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31320 ; Касаев Э.О. Размышление по итогам заседания профильных министров государств ОПЕК и не-ОПЕК. Часть 3 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 15.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31347 ; Касаев Э.О. Размышление по итогам заседания профильных министров государств ОПЕК и не-ОПЕК. Часть 4 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 16.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31370

49.61MB | MySQL:112 | 0,827sec